Пожертвовать
Сбербанк 2202 2032 1160 5631
Николай Валентинович М.
или по номеру телефона +7918 471 99 17
История говорит, что началом возникновения Черноморского казачьего войска считается 1787 год, когда бывшие старшины Запорожской сечи (1775 г.) Антон Головатый, Сидор Белый, Захарий Чепига с разрешения Екатерины II сформировали вольные казачьи команды. Последние были разбиты на конницу и пехоту и получили название Черноморского войска, переименованного в 1860 году в Кубанское войско.
В 1843 г., в разгар длительной и ожесточенной Кавказской войны, в г. Ставрополе открылась Ставропольская (Кавказская) епархия.
Первый епископ Кавказский и Черноморский, владыка Иеремия стал творцом нового течения в общественной жизни г. Ставрополя, где до того, в связи с военными действиями на Кавказе, преобладающую роль играл военный элемент. Ознакомление с линейными станицами явило взору архиерея прискорбную картину. «Преосвященный Иеремия - говорится в исторической записке о христианстве на Северном Кавказе, нашел свою паству в колеблющемся состоянии одни открыто держались раскола, другие находились в смущении и не знали, что делать. Кроме того - на Кавказе появились духоборы, молокане и другие сектанты».
Пока шла Кавказская война, фанатический мюридизм не позволял распространять и восстанавливать христианство среди горцев Северного Кавказа. Эта возможность появилась лишь после пленения в 1859 г. в Гунибе князем Барятинским имама Шамиля.
В г. Ставрополе «городе Креста» на плечи владыки Иеремии поистине выпало несение тяжелого креста. За неполных семь лет (1843 - 1849), в течение которых преосвященный Иеремия стоял во главе Кавказкой епархии, она достигла большого развития.
Все остальные архипастыри, правившие епархией до революции (владыки Иоанникий, Игнатий, Феофилакт, Герман, Владимир, Евгений, Агафодор), шли уже по пути, проторенному первым епископом Кавказским и Черноморским Иеремией. В 1861 г. по плану графа Евдокимова начал заселяться Закубанский край, что привело к покорению Западного Кавказа. За год до этого было учреждено, по представлению князя Барятинского, «Общество восстановления православного христианства на Кавказе».
«Православная христианская вера», - говорилось в царском Указе Александра II на имя князя Барятинского, - в древние времена была господствующей в этих местах Кавказа, где ныне преобладает магометанство. В горах, однако же, до сих пор сохранились многие останки бывшего, но не угасшего еще там света Христианства». «Сложно теперь, нет места во всем Подкавказье, где не угрожали бы или плен, или шашка, или пуля черкесская. Посему всякий путник на всех путях Кавказа непременно должен иметь память о смерти, и готовность встретить смерть по-христиански... Да воссияет свет во тьме Кавказской».
В 1885 г. число приходов достигло 600. Эта цифра свидетельствует о бурном развитии на Северном Кавказе церковного строительства и интенсивном заселении Закубанского края. В течение нескольких лет здесь возникли десятки новых станиц.
Военные власти принимали в расчет угрозу активизации фанатически настроенных элементов сектантства и старообрядчества среди жителей новых казачьих станиц в случае длительного отсутствия в них православных священников и церквей. Это обстоятельство заставило военное начальство позаботиться, чтобы в каждой новой станице непременно был бы священник, который, кроме совершения треб, следил бы за упрочением нравственности среди жителей и наблюдал бы за устройством молитвенного дома.
Генерал Евдокимов, излагая эти соображения штабу Кавказской армии, считал необходимым, чтобы на каждые 200 душ переселенцев в обязательном порядке назначался один военный священник.
Началась работа по розыску и расчистке древних православных храмов, бывших ранее на Северном Кавказе в большом количестве и превращенных горцами в загоны для скота. К примеру, в Зеленчукском ущелье одна из древнейших церквей была очищена от мусора и возле нее после многих веков безмолвного забвения был отслужен молебен.
В 1893г. Кавказской епархии исполнилось 50 лет.
В дореволюционной истории Ставропольской епархии наиболее глубокий след среди Кавказских архипастырей оставил владыка Агафодор (1893-1919). Непрестанно посещая даже самые отдаленные окрестности, Преосвященный Агафодор убедился, что в епархии ощущается недостаток в храмах.
Сначала жители станиц строили небольшие церкви. Между тем, вследствие естественного прироста и притока новых поселенцев, население Северного Кавказа увеличивалось. Первоначально построенные церкви стали тесны и недостаточны для разросшихся населенных пунктов. Поэтому в станицах стали строить новые храмы.
Так случилось и в станице Ставропольской.
Среди первых жителей станицы (1864 г.) были: Джурило Петр Иванович, Негляд Семен Иванович (сыновья Григорий, Ефим, Игнат, Кирилл), Проскура Михаил Петрович (сын Гавриил), Степанюга Ефим Силович (сын Захарий, братья Ефрем, Степан, Василий), урядник Мацко Игнат Терентьевич (сыновья Григорий, Игнат), Антоненко Федор Григорьевич и др.
К 25 августа было выстроено еще 33 деревянных дома.
Жизнь была тяжелая. Одолевали набеги горцев, разливы рек и отрезанность от всего мира. По воспоминаниям Ивана Денисовича Фелобока «...в 1865 году старая станица была покинута. Все переселились на новое место ».
В этом же году командир полка Попко просил разрешения у наказного атамана Кубанского казачьего войска после упразднения Федоровского и Шебского укреплений взять лес для постройки молитвенного дома и станичного правления.
Деревянная церковь была построена в 1880 году. При церкви была колокольня на 4 столбах высотой 4,5 метра.
Состав причта: 1 священник, 1 псаломщик.
Священнику полагалось: общественный дом из 5 комнат, псаломщику из 2 комнат. Войсковое жалование священнику - 200 рублей 20 копеек, псаломщику-51 рубль 43 копейки. Причтовой земли было 99 десятин, из них 16 десятин годны под пахоту и сенокосы, 83 десятины - это бугры, скалы и балки, заросшие кустарником. Земля арендовалась за 160 рублей в год.
При церкви была школа, которая впоследствии закрылась.
К 1914 году население станицы увеличилось до 1424 человек.
По образцу древнейших кавказских храмов на р. Зеленчук - алтарь храма разделяется на три части: собственно алтарь, придел слева занят жертвенником, а справа -диаконником.
Крест на куполе был виден издалека, своим сиянием притягивал взоры людей со всей округи.
Семь колоколов пели, звенели, перекликались между собой, собирали православных казаков и членов их больших и дружных семей под сводами храма.
На Шереметьевском заводе, под Москвой, была отлита чугунная плита с распятием Иисуса Христа. После разрухи, почти через 100 лет, чугунная плита будет торжественно возвращена семьей Антоненко в храм и установлена на кануне.
Храм строился с любовью, освящен был на Святую Троицу, потому и назван Свято-Троицким. В центре купола висело массивное паникадило с лампадами. На стенах иконопись. Первого священника звали Лазарь.
Вспоминает Петр Николаевич Прохин - житель станицы Ставропольской (1926 пр.): «Помню, мне было лет 6-7, я с сестрами Верой и Машей ходил в храм, на службу; моя бабушка по матери, Анна, служила свечницей, дед по отцу, Иов, работал там звонарем и сторожем...
Церковь была богатая! А уж сколько людей ходило туда! Моя мать, Александра, - продолжает П.Н. Прохин, - говорила, что первая служба в новом храме была в 1914 г., когда началась 1-я мировая война, а у нее родился сын Василий. На службу съехались много гостей из соседних станиц. Из Екатеринодара на фаэтонах понаехало много офицеров... В те времена все жили с Богом. Людей в церковь ходило - негде было стать!».
Вспоминает Григорий Иванович Оловар - житель станицы Ставропольская (1920 пр.): - «Мой отец Оловар Иван Дмитриевич пел в церковном хоре.
Мой дед Дмитрий Петрович руководил церковным хором. В Свято-Троицком храме было два клироса. Бывало, приезжал на службу хор из Екатеринодара - так станичники пели куда лучше! Сохранилась грамота «Прихожанину ст.Ставропольской Дмитрию Петровичу Оловару. За долголетнюю (30 лет) многотрудную деятельность на поле Церкви Божией в качестве руководителя церковным хором, засвидетельстванную благочинным 23 округа протоиреем О.В. Орловыми. Преподается архипастырское Благословление и выражается Благодарность Епархиального Правления».
«Была жизнь, - продолжает вспоминать Г.И. Оловар, - на престольные праздники ставили в церковном дворе столы. К тому дню выращивали бычка и готовили бочку вина. Устраивалась общая трапеза во славу Господа. Во дворе были качели, карусели... А когда крестить детей привозили, то после крестин на лошадях объезжали вокруг церкви три раза. А когда был снег - то на санках... Веселым зимним праздником были святки, длившиеся от Сочельника до Крещения. В Сочельник родным и знакомым дети носили «вечерю» - сладкую разваренную кашу. И получали подарки. С прославлением Бога - младенца выражали пожелания хорошего урожая, богатства и счастья.
Масленица отмечалась вкусными блинами с разной начинкой. Самым большим и светлым праздником считалась Пасха».
Вспоминает Попандопуло Елена Степановна (1937г.р.): «Моя мать Исаенко Мария Максимовна (1912 г.р.) пела в церковном хоре. С какой теплотой говорила мама о храмовых службах, о хоре, о дедушке Оловаре Д.П., о своей подруге Негляд Парасковье. Говорила мама, что дедушка Оловар принимал в хор только по камертону».
Елена Степановна отдала для «летописи» старую фотографию (примерно 1928 г.), на ней запечатлена часть участников приходского хора.
Вспоминает Кривчик Нина Даниловна (1912 г.р.): «Отец - Юхно Даниил Иванович - переселенец из России, мать - Вдовенко Марфа Васильевна - местная».
Нина Даниловна, взглянув на старую фотографию, не может сдержать удивления и слез. Узнает знакомые лица. Целует фотографию. «Вон тот, посередке, рядом с батюшкой (фамилия его Терентьев), с белой бородкой - дедушка наш Оловар.
Руководил хором. В церкви было два клироса. На одном пели девчата постарше. Боны были таки красивы!.. А мы молодь, подростки. Поделал нам дедушка розочки красние, чтоб он мог нас зараз бачить. Оловар Ваня - бас. Негляд Паша - сопрано. Юхнова (Кривчик) Нина - альт. Они в скорости повыходили замуж. А церковь была така красива! Иконы, полотенца; людей завсегда полно. И малы и стареньки. Говорил дедушка: «Запретят церковь, не будут разрешать, а вы «Отче наш» не забывайте». Мы, подростки, первый раз пели на Пасху. Только раз и попели ».
Нине Даниловне больше 90 лет. Она светла от воспоминаний.
На фото справа от батюшки Терентьева - Юхно Даниил Иванович - староста храма. Помогал вести службу батюшке его сын Александр. Впоследствии Исаенко Мария выйдет замуж за Александра. На фото Мария и Александр рядом (средний ряд). В одном ряду с ней ее подруги - Негляд Паша и Нина. Здесь же Лисогорская Оля, Василенко Мария. Еще близкие храму люди Проскура Иван и Алексей, Вдовенко Николай и многие, многие...
В то время жизнь станичников плотно переплеталась с жизнью церкви. Неизвестно, сколько времени вел службу отец Лазарь. Известно лишь, что после смерти он похоронен под шелковицей, во дворе храма. С ним рядом похоронен его сын отрок.
Второй священник похоронен тоже в церковной ограде, напротив алтаря.
Отче! Отпусти им: Не ведят бо, что творят.
Лк.33,34
В 1914г. началась первая мировая война. Годы тревожные, опасные.
Приближался кровавый переворот 1917 г.
В 1917 г. на Кубани сложилось двоевластие белых и красных, которое продолжилось до 19 марта 1920 г., когда, так называемая, Красная Армия освободила от бело-зеленых ст. Северскую.После выборов ревкома, весной 1920 г. в школах отменили преподавание закона Божьего. Вместо ликвидированных казачьих, иногородних, женских - церковноприходских школ открылись трудовые школы с совместным обучением мальчиков и девочек.
В марте 1920 г. в ст. Ставропольской была установлена советская власть.
В 1925 г. в станице было 275 дворов, 1204 жителя, 2 колодца, 1 школа I ступени, 2 избы читальни.
Время шло, политика в стране менялась, людям же жилось трудно.
На церковь сельсоветом был наложен налог, больший, чем могла дать церковь. Налог раз от разу возрастал, и стало понятно, что долго продолжаться так не может. Руководство страны, компартия вели богоборческую политику. Такая политика затрагивала душу каждого человека, от малого до старого.
Что значила церковь для русского человека? Немало, если наши предки казаки, переселяясь на Северный Кавказ, непременно несли с собой разобранный по бревнышку храм, и, где останавливались, там этот храм ставили. Или, несмотря на нужду, строили новый, отдавая последние гроши. Если вспомнить гоголевского Тараса Бульбу и запорожское казачество, - на первом месте был крест, а рядом с крестом честь и совесть.
В 1932-1933 гг. политика руководства страны вызвала на Кубани невиданный голод. Вымирали семьями. В ст.Ставропольской и вокруг нее, в лесу, росло много плодовых деревьев. Из дички делали сушку.
Церковь была еще открыта, она была полна людьми, но из-за лукавства властей, непосильных налогов, платить государству было нечем.
Наступление на христианство было спланированным, целенаправленным. Советская власть последовательно уничтожала религию, а с ней - христианскую мораль. Раскручиваемый механизм размалывал вековые традиции, уклады, нравственные нормы и ценности.
В 1933 г. в Свято - Троицком храме еще освящали куличи и пасхи. Но по станице шла молва, что церковь закроют.
Жил в станице в ту пору слесарь Хвосторезов. Золотые руки были у человека. Если кто ключи от сейфа в городе потерял, ехали за ним. Но стал попивать, и меньше стали обращаться стали к нему.
Наслушавшись однажды на вечере в клубе антирелигиозной пропаганды, этот Хвосторезов хорошо выпил, взял длинный нож и пошел в церковь. Распугав людей своим видом, он забрался на колокольню и, распевая что-то революционное, обрезал веревки, на которых крепились колокола. Те с грохотом и звоном полетели вниз.
На утро у сельсовета собралась почти вся станица. На устах у станичников было одно: сельсовет принял решение закрыть церковь.
- Покажи решение! - кричали станичники поднявшемуся на ступеньки сельсовета председателю.
- Нет такого решения, - ответил тот.
Споры и крики продолжались. И вдруг из толпы раздался возглас Евдокии Толстиковой:
- С колокольни его сбросить!
Подхватили бабы председателя и потащили к церкви. Партийцы и комсомольцы кинулись защищать председателя. Чернокат Арсений с вилами бросился на партийцев.
Отбили комсомольцы председателя.
Потом в Екатеринодаре был суд. Зачинщикам, в том числе Евдокии Толстиковой дали по три года заключения. Чернокат Арсений с тех пор пропал. А Хвосторезова оправдали.
В 1935 году храм Святой Троицы закрыли. Со временем там сделали склад.
Но службы шли на дому (где хата побольше). Люди собирались, молились, пели.
Батюшка Терентьев жил в каморке при церкви. Иногда ходил за водой для чая на серный колодец. В 1936 г. он еще отпел бабушку Петра Прохина, а потом уехал куда-то в среднюю полосу России и пропал. Его сына Александра направили на службу в Афипскую. Потом его забрали, и он тоже пропал без вести.
Рассказывает П.Н. Прохин: «В 1938 г. (мне было лет 12) решили правленцы снять с церкви кресты. По приказу властей подогнали к храму трактор СТЗ, хотели стянуть кресты с куполов - не поддались кресты, устояли. Тогда залезли двое на крышу и стали пилить ножовками...»
Петр Николаевич продолжает: «Года 2 спустя пошел я с отцом на кузню. Взрослые о деле говорили, а я дите еще, стал ходить по кузне. В одном углу кресты лежали, уже ржавые».
В 1938г. власти стали перестраивать бывшие церкви в клубы. И храм Святой Троицы не избежал этой участи. Алтарь превратили в сцену, левый придел стал сотрясаться от «дискотеки», а в правом расположилась библиотека. Вечерами в церкви крутили кино.
Подрастало новое поколение неверующих. В 1940г. с храма сняли купола. В 1942 г. по постановлению Политбюро планировали закрыть последнюю церковь в стране.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.
Этой войны не хотел никто. Если и думалось о ней, то со страхом, инстинктивно предчувствуя ту огромную беду, которая не минует каждую семью.
О войне много написано, она никого не обошла стороной.
В середине августа 1942 г. в ст.Северской появились первые гитлеровцы.
Станица Ставропольская была захвачена румынами, которые воевали на гитлеровской стороне.
В 1943 г. старцу из Ливана явилась Божия Матерь (покровительница России) и сказала, что в России нужно открыть церкви, а вокруг трех городов (Москвы, С -Петербурга и Сталинграда) нужно обнести икону. Доложили Сталину (об этом стало известно недавно из секретных документов). Сталин встретился с Патриархом России и отдал приказ: на самолетах тайно, ночью, с иконой Божьей матери, облететь вокруг этих городов. Также были открыты некоторые храмы и духовные училища. Немногие, оставшиеся в живых, священники были выпущены из тюрем.
16 января 1943 г. 1135-й полк держал оборону на Шабановском перевале. Когда прошел слух, что в штаб прибыл какой-то генерал и другие военные чины, солдаты поняли, что готовится долгожданное наступление. И вскоре поступил приказ овладеть ст. Ставропольской.
Поздно вечером подразделение двинулось в обход станицы. Осторожно передвигаясь в ночной темноте, по колено в грязи, бойцы старались ни в чем не выдавать свое продвижение... Обнаружив вражеский дозор, они незаметно подкрались к нему и без шума сняли его.
Ветеран 1135-го полка, в то время служивший старшим лейтенантом, а ныне почетный гражданин ст. Ставропольской, проживающий в Ростове-на-Дону, Н. Щеголев вспоминает: «Гитлеровцы были застигнуты врасплох. Раннее утро огласилось выстрелами, криками оккупантов: «Мы есть не фриц, мы есть романешт». Кое-где рвались гранаты. В центре станицы собралось много румын. Мы бежим туда. Вдруг вижу: из-за угла дома выходят комсорг полка ст. лейтенант Кубланов А.Л. и оперуполномоченный особого отдела полка капитан Квасов П.Т. и перебежками направляются к церкви. Я понял парламентеры. Они подошли вплотную к огромной двери церкви и стали что-то кричать. Затем Кубланов вынул пачку листовок и бросил прямо в разбитое окно церкви. Медленно тянулось время. Велись переговоры. И вот распахнулись двери церкви и с поднятыми руками из здания один за другим вышли 60 солдат и офицеров противника - гарнизон сдался. Так закончилось освобождение ст.Ставропольской от гитлеровских захватчиков.
Рядом с храмом был поставлен обелиск павшим воинам - освободителям. Здесь много фамилий православных ставропольцев. Молитвенная память за отданную ими жизнь.
Все послевоенное время вплоть до 1997 г. в здании Свято -Троицкого храма располагался дом культуры. Но в ночь, с 13 на 14 февраля 1997 года, в здании бывшей церкви случился пожар. Сбежались станичники, затушили огонь. А когда разошлись по домам, огонь возник снова и сгорело все, что могло сгореть. Успели лишь из правого придела (бывшего библиотекой) вынести книги.
Очаг культуры сгорел. Остались порушенные каменные стены храма, которые прятали в зной от солнца лошадей и телят.
Но самое страшное забвение. Поневоле менялась психология людей. Вместо веры в Создателя, идущей от Истины, скрытой в каждой душе, власти насаждали веру в коммунизм.
Всяко воспринимали это жители. Бывало, сойдет с дорожки женщина и торопливо, по траве, повернет к храму. Там, среди высокого бурьяна и навоза, припав к пустому оконному проему, рыдает.
Многие люди жалели церковь.
Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему... Пс.5.8.
Прошло пять лет. В начале девяностых годов, поменявшаяся власть, постепенно созревала для диалогов с церковью. В стране говорили о возрождении духовности, в некоторых городах и станицах начали восстанавливать порушенные храмы. Кое-где строили новые.
Настоятелем разрушенного Свято-Троицкого храма в ст.Ставропольской Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор назначил протоиерея Алексия Святова.
В районной газете «Зори» была напечатана статья о начале восстановительных работ в храме Святой Троицы.
Позднее статью перепечатал журнал «Родная Кубань» №1 2003 г.: «Началось все просто. Как всегда с утра в центре станицы оживленно. Привозят свежий хлеб. Местные жители рядом с магазином продают рассаду, зелень, клубнику. Мальчик Петя, который продавал молоко, сказал: «Опять приехал поп». И правда. От полуразрушенной церкви отъезжали белые «Жигули» батюшки Алексея, который служит в церкви соседней станицы Григорьевской.
Неделей раньше я видела, как откапывали фундамент храма там, где проходила большая трещина. Экспедиция комитета охраны памятников культуры и архитектуры выясняла, можно ли церковь восстановить?.. Мне тоже было интересно знать, к какому она пришла заключению. К моей радости, батюшка смотрел в мою сторону, я махнула ему рукой, и он остановил машину.
- Комиссия сделала вывод, что храм восстановить можно. Если мы будем молиться за это. - сказал отец Алексей. - Вот сегодня сюда приехал из Новороссийска человек, у него три дня свободных, он будет заниматься очисткой внутри храма. Помогите ему. Я буду хлопотать дальше.
Батюшка уехал, а я пошла в церковь. Крыша есть только в одном крыле. Кругом заросли, удобренного конским навозом, бурьяна. В углу, - большая куча земли. Там в советское время стояла кинобудка.
В правом приделе, там, где сохранился потолок, бойко работал мужчина. Он лопатой отчищал от мусора угол. Подростки помогали ему, выносили на улицу битые кирпичи и камни. Мужчина был молодой и сильный. Работа горела у него в руках. Ветер сквозь разбитые окна гонял клубы пыли по церкви.
- Игорь, - представился он. - Вот приехал почистить храм. Его же не для лошадей строили.
- Мы с мужем могли бы помочь, - предложила я.
- Пожалуйста! - обрадовался Игорь. – Места здесь всем хватит!
Потихоньку потянулись люди. С тяпками, лопатами, ведрами. Объявления нигде не вывешивали, просто от человека к человеку по станице прокатилась молва: «Надо идти чистить храм». В числе первых пришли Анна Белинко, Валентина Карпенко, Борис Терёхин. Дети - молодцы! Лариса, Ваня, Яша, Андрей и другие незнакомые мне мальчишки и девчонки пришли вместе с взрослыми.
К окончанию уборки принесли веник и в правом приделе начисто подмели пол.
Главное место, где на праздник Святой Троицы будет вести службу батюшка Алексей, было готово. Но станичники в тот день убрали только часть полуразрушенного храма. Потом еще три дня подряд они с легкостью и каким-то душевным рвением занимались благоустройством. В минуты отдыха мы восхищались чудесной работой старых мастеров; удивляясь, сколько свидетельств человеческой любви и веры в Господа - Создателя всего Сущего, сохранилось в полуразрушенных стенах.
Перерыв - и опять за работу. Валентина и Петр Шайтан, Владимир Гусаков, Григорий Кныш, Вадим Щербина, Евгений Пархоменко, Лилия Горлач, Анна Мачуха, Галина Мирошниченко, Любовь Ковкова, Роман Лях, Анна и Эдуард Порджиани, Татьяна и Любовь Трикоз - все они оставили свои домашние дела и пришли в храм. Еще были Анна, Нина, наверное, я не всех назвала, но Богу все видны...
Постоянно работал трактор. Костя и Кирилл Башировы вывозили из церкви землю, мусор, засыпали яму. Константина Подружного можно было видеть то за рулем трактора, то вместе со всеми - с лопатой в руках. Ребята Вова Кардаш, Саша Климов, Сережа Яценко, Дима и Юра Кодониди, Алеша Яловенко, Денис Шевяков, Сережа Гаврилкин - все в одной связке со взрослыми. Зоя Проскура во время отдыха вспоминала рассказ своей бабушки о том, как казаки строили эту церковь, это диво светлое, храм Божий.
Сколько церквей в нашей стране было разрушено мгновенно. А сколько умирало тихонько, превращенные в склады, клубы. Церкви, превращенные в очаги культуры, часто сгорали. Может они пытались очиститься огнем? Был пожар и в ставропольском Свято-Троицком храме.
Но и сейчас в этом храме, без крыши, с обугленными балками чувствуется живое тепло.
Дело начато. Еще не раз станичники будут приходить сюда, чтобы помогать возрождению своей Святыни. Надо будет много бумаг собрать, много средств потребуется на реставрационные работы, без спонсоров не обойтись. Но прежде надо заручиться дозволением митрополита Исидора...
Очень надеются жители станицы, что настанет день, и засияют позолотой на фоне зеленых гор купола храма, и каждое утро протяжные звоны колоколов будут звать всех к заутрене. А пока вот он, остов великолепного творения мастеров-зодчих. Стоит на пригорке, протягивает надломленные стены-руки к небу и тихо взывает: «Православные, здесь дом Господа вашего».
На снимке (второй слева): настоятель протоиерей Алексей Святов с участниками восстановления храма.
Это малая доля жителей, принявших участие в очистке храма от запустения.
Церковь удивляет внутренним духовным теплом, здесь так легко и хорошо дышится...
Господь Бог некоторым дает особые послушания. В трудное время возлагает на них задачу крепить устои Церкви. Таков Игорь Семигулин.
Такова Лидия Салова, как бы не было тяжело и сложно (она живет и работает в Новороссийске), каждую субботу ее чудесный голос не устает славить Господа. Она у отца Алексия и певчая, и псаломщик.
Директор Краснодарской фирмы «Домино» Александр Вельчо, осмотрев, что осталось от храма, пообещал за счет фирмы организовать экспертизу, которая могла бы дать ответ на вопрос - подлежит ли храм восстановлению? И слово сдержал.
Специалисты ответили однозначно - восстановление храма возможно.
Богу было угодно - дело начато. Но далеко не всегда все получалось. Краевые власти денег не выделяли. Да и люди не могли быстро перестроиться, вернуться к церковному образу жизни. На призыв помочь восстановлению храма приходили многие станичники. Но не все.
Временами охватывало отчаяние от того, что дело могло остановиться.
Но пути Господни неисповедимы. Неспешно решались задачи, появлялись стройматериалы, находились помощники.
Наши прадеды воздвигали храм всем миром. Их мудрость не должно заменить вбитое в людей равнодушие и безверие.
Кто построил основание свое на камне веры, тот при реках скорбейи бурях искушений не падет... Прп. Ефрем Сирин.
23 июня 2002 г. в ст.Ставропольской в храме Святой Живоначальной Троицы состоялось, после многих лет разрухи, первое Богослужение.
Станичные ребята нарезали в лесу зеленых веток, привезли к церкви полную тракторную тележку. Подростки поменьше из свежескошенной травы проложили по храму широкую дорожку до алтаря крестом, зеленые ветки расставили вдоль стен и по углам.
Полуразрушенный храм сиял от радости. Сиял многолюдьем православных, сиял голубым куполом неба, живыми цветами, сиял множеством зажженных свечей.
Был светлый престольный праздник. Гости приехали из Новороссийска, Краснодара, ст. Новодмитриевской, Григорьевской, ст. Смоленской, п. Афипского. Настоятель - протоиерей Алексий, вел службу, кропил всех святой водой, призывал: «Помолимся, братия!»
Творец - есть Любовь! Любовь вы познаете! Творец - есть Добро! В добре пребывайте! Творец - милосерд, Его призывайте! Творец - совершен, Его величайте!
Схиигумен Савва
Отец Алексий теперь по субботам ведет службы. Появились постоянные труженики на ниве Господней.
Татьяна Воронько, Константин Подружный, Борис Терёхин, Владимир и Наталья Власовы, Сергей и Людмила Сугак, Владимир и Наталья Яценко, Игорь Лещенко, Валентин и Зинаида Ющенко, Нина Политаева, Алла Кравчук, Валерий и Галина Еременко, Галина Мирошниченко, Валентина Шайтан, Лидия Горлач, Мария Андрейченко и многие другие православные - сразу отзываются и берутся за любую работу.
В начале января 2005 г. в ст.Ставропольскую приехали главный специалист по делам религии краевой администрации Л.Коркоценко и представитель комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей. Храм включили в список памятников архитектуры, охраняемых государством. В 2005-2010 гг. на начальном этапе восстановления храма, администрацией были выделены средства на разработку изыскательного и строительного проектов.
В настоящее время над восстановлением Храма и его прилегающей территории, трудится настоятель иерей Николай Мерцев. Благодаря помощи благотворителей, под его руководством реализованы такие ключевые этапы, как подключение здания к центральным системам газификации и водоснабжения. Ведутся восстановительные работы по отделке внутреннего убранства Храма. Воссоздан колокольный комплекс, включая установку новых куполов. Кроме этого, проведены работы по ремонту конструкции крыши и замены стеклопакетов. А также положено начало строительства ограждения храмовой территории - установлена ограда перед главным входом в Храм.
Не смотря на обширно проделанную работу, Храм все еще нуждается в поддержке благотворителей. Впереди еще много крупных проектов, таких как внутренняя роспись храма, завершающие этапы по росписи иконостаса, работа над ограждением и благоустройством храмовой территории. Изготовление двери в алтарную чать Храма. Установки памятника и памятного креста в честь погибших воинов нашего времени. Частичная реставрация фасада Храма. Возведение причтового здания, с разграничением зон для православной библиотеки, трапезной, концертного зала, комнаты социального служения. Все это поможет более обширно участвовать в культурном и образовательном направлении, привлекая все больше заинтересованных людей, особенно молодежи.